Get Adobe Flash player

Публикации

04.01.2012 Артур Артеев журналист, Сыктывкар, Республика Коми

БРОНЗОВАЯ ПТИЦА

Бронзовая птица и другие древности Рифея

Нераскрытые тайны пермского звериного стиля

При внимательном рассмотрении несложно догадаться, что хищная птица на гербе республики и медведь на сыктывкарском гербе – «родственники». Оба символа имеют многовековую историю и ведут свое начало от древних фигурок пермского звериного стиля (ПЗС). Приуральские мастера в течение многих веков (от неолита до позднего средневековья) изготавливали из бронзы причудливые фигурки богов- своеобразные иллюстрации к своей мифологии. В середине и второй половине I тысячелетия нашей эры это искусство металлического литья переживало свой «золотой век». А поскольку впервые «шаманские бляшки» были найдены и описаны археологами на пермской земле, это литье получило название «пермский звериный стиль». Хотя более правильным было бы назвать его приуральским, или рифейским (Рифей – древнее название Урала). Равным образом ПЗС могут приписать себе коми, коми-пермяки, удмурты, ханты и манси. Найденные предмет ПЗС насчитываются тысячами. Но, далеко не все они известны науке. 

Финно-угорский герб России

Недавно мне довелось увидеть совершенно необычный образец ПЗС. Фигурка высотой 9 сантиметров изготовленная более тысячи лет назад, оказалась удивительно похожей на российский герб: двуглавая хищная птица, на груди у которой вместо святого змееборца Георгия - человеческая личина. Поразительно то, что личина оказалось почти абсолютной копией …Владимира Путина. Те же тонкие губы, близко посаженные глаза. Поскольку президент предположительно имеет финно-угорские корни - то ли чудские, то ли вепсские – нет ничего удивительного, что он оказался похож на позировавшего мастеру древнего финно-угра. А вот почему у птицы две головы осталось загадкой. Просмотрев все альбомы и каталоги по пермскому звериному стилю, я не обнаружил ничего подобного. Обычно птицы имели или одну, или три головы (хотя иногда в одной композиции изображались две птицы). По мнению археолога Людмилы Голубевой (она описала подвески ПЗС с изображением коней), мотив с двуглавыми фигурами имел магический смысл. Удвоение символа как бы усиливало охранительное действие амулета, защищало от злых сил со всех сторон. Человеческие личины на груди  птицевидных идолов появились еще в эпоху ананьинской культуры (VIII-III вв. до н.э) и были связаны с представлением о священной птице, уносящей душу человека в загробный мир. «Двуглавый» артефакт, предположительно, был изготовлен в средние века. Его владелец – сыктывкарский коллекционер – уверен, что именно это «сокровище» некогда послужило прототипом российского герба. Что, в общем-то, не лишено определенной логики. Как известно, изображение двуглавого орла на государственной печати впервые появляется в 1497 году, а пермский варыш (сокол) значительно старше. За век до этого в истории коми края произошло такое знаменательное событие, как принятие православия и вхождение в состав московской Руси. «Вот после этого в Москве и приняли наш герб», - убежден коллекционер. По официальной же версии, герб был заимствован у древних римлян, а на Русь его привезла вышедшая замуж за Иоанна III племянница последнего византийского императора Софья Палеолог.

Двухголовые пернатые «летают» в мифологии и культуре многих стран. В Индии их даже две: дживамдживака и известная по приключениям Синбада птица рух. По мнению большинства исследователей, образ гигантской хищной птицы на предметах ПЗС заимствован из древнеиндийской мифологии и обозначает царя птиц Гаруду. Когда специалисты по зороастризму просмотрели альбом «Чудские древности Рифея», их поразило обилие зороастрийского символа Ашо Фаруха (крылатого диска) в изображениях чудских птицевидных идолов. Да и сами идолы в виде птиц встречаются в чудских находках гораздо чаще, чем в виде медведей и лосей, животных, более близких местным жителям.

Гость из загробного мира 

Мистикой окутана и история появления этой птицы в наше время. Со дна речного ее поднял …утопленник. Известный археолог, сотрудник Института языка, литературы и истории Коми научного центра Игорь Васкул, когда я показал ему фотографию двухголовой птицы, вспомнил, что как-то зимой к нему пришли двое студентов: парень и девушка - и мужчина постарше, видимо, отец кого-то из них. Они и принесли бронзового идола. Хотели оценить находку и, по возможности, продать. А на вопрос ученого, как и где нашли птицу, рассказали следующее. Летом у них утонул родственник. Труп долго искали в реке, а когда, в конце концов, нашли и вытащили на берег, в кулаке утопленника оказалась зажата мертвой хваткой эта самая птица. То ли он нырнул за ней, то ли еще что произошло – история темная…

Известно, что, по коми мифологии, душа умершего находит воплощение в образе птицы. «Похоронная обрядность даже предполагает, что умерший превращается в птицу. В силу естественной способности к перелетам все птицы наделяются свойствами посредников для связи с загробным миром. Поэтому любая птица может быть воплощением души умершего. Связь птицы с загробным миром подразумевает исходящую от птицы опасность», - пишет фольклорист Павел Лимеров в книге «Мифология загробного мира». На ижемских кладбищах и сейчас можно увидеть памятники, выполненные не только на манер скворечника с отверстием для души-птицы, но и в форме самих птиц (несколько подобных памятников я сфотографировал на своей малой родине – в селе Сизябск). А обычай кормить птиц на кладбище распространен не только у ижемцев, но и у всех коми. С другой стороны вспоминается, как пугалась моя бабушка, когда в дом случайно залетала птица и как пернатого гостя старались побыстрее выпроводить восвояси. Это аргументировали тем, что «птица в доме – к покойнику». Это суеверие встречается не только у коми.

Связь птиц с душой умершего сохранилась в мифологии манси, согласно которой человек состоит из тела и пяти душ. Вторая душа – орт – напоминает птицу, и ее сила проявляется после смерти. Чтобы умерший не причинял неудобств живым, орт стремятся удержать после смерти человека. Для этого в могилу кладут изображение птицы, которое должно привязать душу человека к месту погребения.

Бесплатно отдать находку археологам визитеры отказались и через некоторое время продали за пятьсот баксов коллекционеру – ее нынешнему хозяину. По словам Игоря Васкула, в республике найдено около двух сотен предметов ПЗС, из них всего 28 – птицы. Сам археолог нашел около тридцати артефактов. Находят древние бронзовые фигурки практически на всей территории республики, но чаще всего на Печоре и Вычегде.

Птичьи предки

Помимо своей «загробной» сущности, птица также может быть прародительницей. Часть предметов ПЗС указывала на принадлежность к определенному роду-племени. Коми ученый-энциклопедист Алексей Сидоров посвятил «животным» предкам статью «Идеология древнего населения коми» (рукопись хранится в архиве Коми научного центра). «Одной из основных центральных фигур на бляшках звериного стиля бывает птица, - пишет он. – Из конкретных видов птиц фигурируют следующие: ласточка, сова, утка, какая-то хищная птица, орел или сокол,  какая-то кричащая ушастая птица. Различные разновидности птиц в качестве прародительниц и олицетворения неба, по-видимому, принадлежали различным родовым группам населения». Кроме птиц, прародителями, по мнению ученого, можно назвать лося, медведя, собаку и рыбу. То есть существовало пять крупных племен, главным из которых было племя лося. Древнее племя птицы, по мнению этнографа Любови Грибовой, могло обитать на территории нынешних сел Гайны, Кайгородок (Кировская область) и нашего Койгородка. «Кай» - по- коми «птица». Жителей этих мест коми-пермяки называли «варышпэз» - «ястребы». По словам Игоря Васкула, его визитеры рассказали, что нашли птицу как раз где-то в этих местах – на границе с Кировской областью.

Бронзовые «орнитологи»

Предметы пермского звериного стиля находили во все времена. Что-то из «чудских древностей» было даже в коллекции Петра Великого. Одними из первых в середине XIX века этот стиль начали изучать отец и сын Теплоуховы, занимавшиеся ведением лесного хозяйства в пермском имении Строгановых. Они собрали значительную коллекцию «древностей камской чуди», которая хранится сейчас в Пермском краеведческом музее. Большинство произведений пермского звериного стиля обнаружено в могильниках и в местах, где совершались религиозные обряды. Иногда изображения реалистичны, а иногда совершенно фантастические: ящеры, человеколоси, птицы с головой человека и птицеголовые люди. По сюжетам все изделия древних мастеров делятся на три группы: зооморфные, птицевидные и антропозооморфные (сложные композиции с изображением людей, животных и птиц). Три яруса отражают представления древних о трех мирах: верхнем (небо), среднем (люди и животные) и нижнем (ящеры из подземно-подводного царства). Большинство изготовлено из меди или бронзы, но делали фигуры и из менее долговечных материалов: дерева, кости, глины, меха… Изображениями украшали орудия труда и оружие, конскую сбрую, одежду и предметы быта. Кроме эстетического значения, фигуры имели колдовской смысл и изображали предков-тотемов, предохранявших от злых сил. Золотым периодом художественного литья считаются VI-VIII века. Затем, сначала в Прикамье, а потом и в Западной Сибири все большую роль начинают играть привозные изделия из серебра. В IX-XV вв. уральское «шаманское» литье начало постепенно приходить в упадок, окончательный удар по нему был нанесен православием. Но полностью ПЗС не исчез – резные деревянные коньки-охлупни на крышах «вышли» именно из бронзовых прототипов. После христианизации наших народов «шаманские изображения» неожиданно обрели новую жизнь в … иконах и знаменитой пермской деревянной церковной скульптуре XVII –XIX вв. Так, совершенно одно лицо у женского божества VII века с реки Тимшер и скульптурного изображения Параскевы Пятницы XVII века из поселка Норыб (оба населенных пункта находятся в Пермской области).

Игры нашего времени

Неожиданный ренессанс древнего искусства произошел в конце прошлого века. Уставшие от соцреализма финно-угорские художники стали искать свои «корни», и обнаружили богатую «корневую систему» в пермском зверином стиле. Одним из первых к ПЗС обратился художник Аркадий Мошев, посвятивший множество картин и графических произведений мифологии своих предков. Олег Велегжанинов на своих гравюрах органично скрестил ПЗС с …динозаврами. Появившийся 15-20 лет назад этнофутуризм просто расцвел на почве древнего искусства. Сыктывкарские художники-этнофутуристы Юрий Лисовский и Павел Микушев попытались возродить пермский звериный стиль и по древним образцам наладили выпуск металло-керамических оберегов. Подобные украшения-обереги делают и в Перми. Более того, энтузиасты из группы «Пермский параллельный проект» на основе ПЗС наладили выпуск …детской игры, в которую мне довелось поиграть с пермяками. По мысли ее создателей, homoludens нашего времени должен, играя, приобщаться к древней мифологии. Там же, в Перми появилось и совершенно необычное воплощение звериного стиля в танце. Девушки из  «Пермского параллельного проекта» шьют из блестящих тканей «бронзовые» костюмы и делают маски, в которых выступают на сцене. Ну и самое, наверное, важное – на основе «чудского искусства» была создана государственная символика нашей республики.